Краткие предложения Альянса по Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста

Министру труда и социальной защиты

Российской Федерации

Топилину Максиму Анатольевичу

 

Уважаемый Максим Анатольевич!

По итогам заседания президиума Госсовета по вопросам развития системы социальной защиты пожилых людей Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил Правительству до 1 июля 2015 года разработать и утвердить Стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста (Пр-2159, п.1а).

В своем обращении к Госсовету Президент России В.В.Путин отметил: «Сейчас перед нами стоит задача – к 2018 году достичь ожидаемой продолжительности жизни не менее 74 лет, а к 2020 году – 75,7». Он также заявил: «Один из приоритетов – сохранение и укрепление здоровья пожилых». Действительно, состояние здоровья является ключевым фактором, определяющим образ жизни и качество жизни людей пожилого возраста, их способность участвовать в процессах социально-экономического развития страны, и продолжительность жизни.

На основании данного поручения Министерство труда и социальной защиты созвало междисциплинарную рабочую группу, которая в январе 2015 года представила проект структуры Стратегии и частично ее текст. Данный документ размещен на сайте Министерства труда в специализированном разделе.

В данном документе не упоминаются такие ключевые меры, ведущие к сохранению и укреплению здоровья пожилых людей, сохранению их социальной и трудовой активности, высокого качества жизни, как государственная поддержка биомедицинских исследований, разработки и широкого внедрения в клиническую практику геропротекторных технологий - современных, основанных на принципах строгой научной доказательности технологий для диагностики, профилактики и компенсации дегенеративных процессов старения, профилактики и лечения возраст-зависимых заболеваний.

Между тем, Политическая декларация совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними 2011 года, разработанная на основе Московской декларации по борьбе с неинфекционными заболеваниями, инициированной Минздравом России прямо указывает на необходимость научных исследований и разработок и мер по их внедрению в пунктах 57, 58 и 59 (напомним, что неинфекционные заболевания включают в себя возраст-зависимые заболевания):

«Научные исследования и разработки.

57. активно продвигать инвестиции на национальном и международном уровнях и укреплять потенциал стран в плане проведения качественных научных исследований и разработок устойчивым и затратно-эффективным способом по всем направлениям, связанным с профилактикой неинфекционных заболеваний и борьбой с ними, и учитывать важное значение дальнейшего стимулирования инноваций;

58. пропагандировать использование информационно-коммуникационных технологий в целях улучшения осуществления программ, показателей здоровья, пропаганды здорового образа жизни и систем отчетности и надзора и распространять по соответствующим каналам информацию о доступных, затратно-эффективных, устойчивых и качественных методах вмешательства, передовом опыте и уроках, извлеченных в области борьбы с неинфекционными заболеваниями;

59. оказывать поддержку и содействие в организации научных исследований в области проблематики неинфекционных заболеваний и их переводе в целях расширения базы знаний, необходимых для осуществления дальнейших мер на национальном, региональном и глобальном уровнях…».

В ходе биологического старения происходит накопление разнообразных нарушений в клетках и тканях, что приводит к развитию ряда тяжелых заболеваний, таких как рак, диабет II типа, инсульты, инфаркты, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха, старческие деменции и другие. Эти заболевания приводят к ограничению трудоспособности и активности пожилых людей, что, в свою очередь, ведет к проявлению дискриминации по возрасту, выключению из процессов общественного и экономического развития, снижению уровня достатка и разрушению их социальных связей.

В последние несколько лет было научно доказано, что за счет геропротекторных средств и терапий возможно замедлять процессы старения у людей, откладывая тем самым развитие возраст-зависимых заболеваний, формируя активное и трудоспособное долголетие. Некоторые средства, обладающие геропротекторным эффектом, это лекарства, доступные в каждой аптеке. Существует более 200 веществ-кандидатов, которые показали геропротекторные свойства в экспериментах на лабораторных животных и могут оказаться эффективными у людей. Разрабатывается несколько препаратов (в том числе вакцин) для противодействия отдельным процессам старения, таким как накопление токсичных белков и межбелковых сшивок (причины атеросклероза, болезни Альцгеймера). Проходят исследования ряда генных терапий, направленных на активацию генов, способствующих долголетию. В сфере регенеративной медицины и клеточных технологий создаются средства для профилактики и лечения возраст-зависимых заболеваний.

В этом контексте, создание общества для всех возрастов, создание условий, при которых возможно использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения, должно иметь в своем основании государственные меры по обеспечению наивысшего достижимого уровня здоровья пожилых людей через создание и применение геропротекторных  технологий.  Обеспечение предупреждения и лечения заболеваний людей пожилого возраста с  необходимостью включает государственную поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований в области биологии старения, диагностики, профилактики старения и компенсации дегенеративных процессов старения, обеспечение благоприятной законодательной среды и других условий для внедрения новых средств и подходов к профилактике старения, сохранению и поддержанию здоровья в старшем возрасте в клиническую практику на массовом уровне.

В связи с вышеизложенным, предлагаем внести следующие изменения в проект Стратегии (выделено красным).

 

Первые два абзаца Введения изложить в следующей редакции:

Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста (далее именуется - Стратегия) - документ общественно-политического характера, содержащий официально принятые взгляды на государственную стратегию в области решения медицинских, социальных и иных проблем, вызываемых старением населения страны.

Стратегия направлена на сохранение и улучшение здоровья, повышение продолжительности жизни, стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического развития страны.

Дополнить раздел 1 Забота о пожилых людях – требование времени следующими абзацами:

Граждане пожилого возраста вносят многогранный вклад в социально-экономическое развитие России. Представители этой части населения являются носителями наиболее объемных знаний и опыта, что определяет совокупный интеллектуальный потенциал страны и ее способность задавать направление глобального научно-технического прогресса. Лица пожилого возраста часто сохраняют стремление к продолжению трудовой деятельности даже после выхода на пенсию, являются создателями значимой части материальных благ и активно участвуют в процессах социального развития. Они  сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших нравственных ценностей, обеспечивают связь и солидарность поколений.

Ключевым фактором, определяющим образ жизни и качество жизни людей пожилого возраста, их способность участвовать в процессах социально-экономического развития страны, является их состояние здоровья. В ходе биологического старения происходит накопление разнообразных нарушений в клетках и тканях, что приводит к развитию ряда тяжелых заболеваний, таких как рак, диабет II типа, инсульты, инфаркты, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха, старческие деменции и другие. Эти заболевания приводят к ограничению трудоспособности и активности пожилых людей, что, в свою очередь, ведет к проявлению дискриминации по возрасту, выключению из процессов общественного и экономического развития, снижению уровня достатка и разрушению их социальных связей.

В этом контексте, создание общества для всех возрастов, создание условий, при которых возможно использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения должно иметь в своем основании государственные меры по обеспечению наивысшего достижимого уровня здоровья пожилых людей.

Изложить перечень основополагающих международных актов, определяющих глобальную политику в отношении проблем пожилых людей в разделе 1, в следующей редакции:

Она основывается на положениях важнейших международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и специальных решениях ООН по вопросам старения населения и положения пожилых людей, включая положения Принципов ООН в отношении пожилых людей, Международного плана действий по проблемам старения населения 2002 года, Политической декларации совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними 2011 года.

Дополнить Раздел III. Принципы государственной политики в отношении граждан пожилого возраста следующим принципом, поставив его первым:

Принцип реализации права граждан старшего возраста на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, статья 12 которого включает обязанность государств-участников проводить мероприятия для предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними.

Обеспечение предупреждения и лечения заболеваний людей пожилого возраста с необходимостью включает государственную поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований в области биологии старения, диагностики, профилактики старения и компенсации дегенеративных процессов старения, обеспечение благоприятной законодателькой среды  и других условий для внедрения новых средств и подходов к профилактике старения, сохранению и поддержанию здоровья в старшем возрасте в клиническую практику на массовом уровне.

Принцип государственной ответственности изложить в следующей редакции:

Принцип государственной ответственности – постоянная деятельность по созданию условий для продления здорового, трудоспособного периода жизни, надежной социальной защиты и улучшению социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям, выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений в пожилом возрасте, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старшего поколения изложить в следующей редакции:

Принцип равенства всех граждан старшего поколения – равное право на наивысший достижимый уровень здоровья,  защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип социальной эффективности изложить в следующей редакции:

Принцип социальной эффективности – позитивная направленность мер повышения уровня здоровья, благосостояния и социального благополучия пожилых людей, поддержания их социального статуса на высоком уровне, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-культурных запросов.

Принцип единства политики в отношении граждан старшего поколения изложить в следующей редакции:

Принцип единства политики в отношении граждан старшего поколения – общность взглядов на охрану здоровья, социальную защиту пожилых людей, консолидация средств, направляемых на решение первоочередных проблем пожилых людей, на всех уровнях управления.

Принцип социального партнерства изложить в следующей редакции:

Принцип социального партнерства – взаимодействие государства, общества и граждан старшего поколения в осуществлении мероприятий, имеющих целью здоровое долголетие, благосостояние и социальное благополучие пожилых людей, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими пожилым людям защиту, помощь и услуги.

 В разделе IV цель государственной политики в отношении граждан пожилого возраста изложить в следующей редакции:

Цель государственной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня здоровья, продолжительности жизни, уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Начало раздела V. Приоритетные направления государственной политики в отношении граждан пожилого возраста, изложить в следующей редакции:

Устойчивое повышение уровня здоровья, продолжительности жизни, уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

- стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области биологии старения, разработки средств диагностики, профилактики старения и лечения возраст-зависимых заболеваний;

- усовершенствование законодательной политики в отношении инновационных средств и терапий для продления здорового периода жизни людей, диагностики, профилактики старения, лечения возраст-зависимых заболеваний, обеспечение их ускоренного внедрения в клиническую практику, распространенности и ценовой доступности;

- реализация ключевых мер стимулирования здорового образа жизни, включая ограничение рекламы и маркетинга алкоголя и табака, повышение акцизов, стимулирование здоровой диеты и физической активности, организацию эффективных профилактических обследований;

- организационное обеспечение открытия кафедр геронтологии и гериатрии в российских ВУЗах с целью подготовки  молодых научных кадров и обеспечения высококвалифицированного преподавательского состава для последующего обучения профильных специалистов, а также обеспечения возможности повышения квалификации других специалистов по направлениям «геронтология», «гериатрия»;

- стимулирование развития персонализированного подхода к охране здоровья лиц пожилого и старшего возраста, включая развитие единой информационной системы медицинских данных в России и внедрение геномных технологий в систему здравоохранения.

 

Отдельно хотим отметить, что в Стратегии следует уделить внимание вопросу получения образования и повышения квалификации людьми старшего поколения, а также их переобучения по актуальным специальностям в случае профессионального устаревания. Следует подчеркнуть, что в последние годы в России активно развивается система бесплатного дистанционного обучения, что создает для старшего поколения беспрецедентную возможность сохранения востребованности на рынке труда и, соответственно, повышения своего уровня достатка. На российских платформах бесплатного образования представлены курсы таких российских ВУЗов как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и другие. Аналогичные зарубежные ресурсы предоставляют широкий спектр курсов по актуальным специальностям на иностранном языке. Поощрение развития данной формы обучения и привлечение граждан старшего возраста к использованию потенциала бесплатного дистанционного обучения должно входить в число мер по обеспечению трудовой занятости и повышению уровня достатка данной категории населения.

Призываем Вас включить данные предложения в Стратегию, и сообщаем о готовности по запросу предоставить дополнительные материалы для обоснования каждого из предлагаемых дополнений.

Члены Российского альянса за продление жизни